Еврейские праздники: Суккот
Ребята, сегодня канун Суккота. Каждый еврейский праздник содержит особую, только ему присущую энергию, направленную на помощь человеку в работе над теми или иными чертами характера и в развитии определенных аспектов его жизни. Понять этот аспект праздника можно, просто заглянув в сидур. В сидуре праздник Суккот называется "зман симхатейну", то есть "время нашей радости". Суккот - это недельный мастеркласс по радости! На семь дней мы покидаем наши дома с коврами и кондиционерами, и перемещаемся в маленький шалаш - в Сукку. Но как это может подарить нам радость? Смысл заключается в том, что физические объекты, которыми мы себя окружили, не способны дать нам ощущение радости. Человек может жить в роскошном доме и быть абсолютно несчастлив. И он может жить в ветхом шалаше и быть экстатически счастлив. Ключ к радости - в успешных взаимоотношениях. Во взаимоотношениях с другими людьми, с самими собой и с Б-гом. ВЗАИМООТНОШЕНИЯС ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ. Лулав учит нас, как получать радость от взаимоотношений (обратите внимание, что словом "лулав", обозначающим пальмовую ветвь, называют и букет из всех четырех видов). Каббалисты объясняют, что четыре вида растений символизируют четыре типа евреев: 1. Этрог имеет вкус и запах и обозначает человека, знающего Тору и делающего добрые дела. 2. Адас (мирт) имеет запах, но несъедобен. Он символизирует человека, который делает добрые дела, но не учит Тору. 3. Лулав (пальма) имеет вкус, но не имеет запаха и обозначает человека, который знает Тору, но не делает добрых дел. 4. Арава (ива) не имеет ни вкуса, ни запаха и символизирует человека, который не делает добрых дел и не изучает Тору. В Суккот мы берем все эти четыре вида и соединяем их. Лулав считается кошерным лишь тогда, когда в нем есть все четыре вида. Если хотя бы одного составляющего не хватает, это уже не лулав. Это учит нас тому, что мы должны смотреть на еврейский народ, как на общность, действующую совместно. Возможно, есть люди, неприятные нам,не смотря на это, мы должны иметь с ними дело. Мы не можем просто выбросить конкретных людей из нашего мира или сказать, что они не принадлежат к нам. Человечество - одно невидимое объединение. Осознание этого факта - основа счастья, потому что, осознав, что все мы связаны, мы сможем быть более терпимыми и толерантными друг к другу. Важно, что когда берут лулав, этрог держат рядом с ивой. Тот, у кого "больше всего" должен быть рядом с тем, у кого "меньше всего", чтобы оказывать на него максимальное воздействие. Эта же идея находит выражение в заповеди приглашать в сукку гостей. Попробуйте в этом году пригласить на одного человека больше - возможно даже того, кого вы не очень хорошо знаете. Результат вас удивит! ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С САМИМ СОБОЙ. Другая трактовка лулава содержится в "Сефер Баир", каббалистической книге дветысячилетней давности. Она описывает четыре вида как четыре части человеческого организма: 1. Этрог - сердце, обиталище наших эмоций. 2. Листья мирта по форме напоминают человеческий глаз. 3. Лулав - позвоночник, отвечающий за наши движения. 4. Арава - это губы, речь. Чтобы достичь счастья, все человеческие органы должны действовать в унисон. Нельзя сказать одно, а почувствовать другое. Мы должны скоординировать наши чувства, действия, речь и внешний вид. Лишь тогда мы сможем достичь самоуважения и радости.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С Б-ГОМ. Четыре вида растений связаны с четырехбуквенным именем Всевышнего. Каждый день в молитве "Шма" мы говорим: "Б-г один". Что бы ни происходило в нашей жизни, плохое или хорошее, мы должны понимать,что это все от Всевышнего. Осознание этого помогает нам справляться с жизненными обстоятельствами. Полагаясь на единство Творца, мы приближаемся к достижению счастья. Суккот дает нам возможность построить все эти взаимоотношения. Да сопутствует нам в этом успех! Бэн Бликер А на картине изображена ярмарка 4ех видов растений! автор: Rabbi Shraga Simmons перевод: Бэн Бликер С 28 сентября ждите гостей! С арамейского ушпизин переводится как «гости». В каждый из семи дней праздника Суккот к нам в сукку (шалаш) приходят семеро «небесных гостей». Гости — важная составляющая еврейского дома на протяжении всего года. В давние времена многие евреи не начинали трапезу до тех пор, пока в их доме не появлялся хотя бы один гость, желательно обездоленный путник, с которым можно было эту трапезу разделить, — особенно в шаббат, а тем более в праздники. В праздничные дни на евреев распространяется особая мицва (повелевающая заповедь): «Радуйся в этот праздник…» (Дварим 16:14). Еврейские мудрецы объясняют, что истинная радость та, которой человек делится с другими. И действительно, целиком этот стих Торы звучит так: «Радуйся в этот праздник — ты сам, твой сын и твоя дочь, твой раб и твоя рабыня, и левит, и переселенец, и сирота, и вдова, которые [живут] в твоем поселении». Как говорил Маймонид (Мишне Тора, Законы Праздников 6:18): «Когда человек ест и пьет, он должен накормить и путника, и сироту, и вдову, и других обездоленных. Если же кто-то запирает двери дома своего, ест и пьет с детьми своими и женой своей и не кормит бедных и обиженных, то для него это уже не радость мицвы, а радость живота…» Вот они, семь сфирот, Б-жественных качеств, которыми наделяют нам ушпизин: первый день: хесед — качество добросердечия или любви, олицетворяемое Авраамом; второй день: гвура — сдержанность и дисциплина, олицетворяемые Ицхаком; третий день: тиферет — красота, гармония и истина, сфира Яакова; четвертый день: нецах — победа и сила, качество Моше; пятый день: ход — величественность и смиренность, олицетворяемые Аароном; шестой день: йесод — основа и связь, сфира Йосефа; седьмой день: малхут — верховная власть, восприимчивость, лидерство, сфира царя Давида. Янки Таубер Седьмой день праздника Суккот называется в еврейской традиции Ошана Раба. Этот день является продолжением "судебного процесса", который начался, согласно еврейской традиции, в праздник Рош а-Шана. Если Рош а-Шана соответствовал началу Суда, пост Йом Кипур - день вынесения приговора, то Ошана Раба - это последний день, в который можно "подать апелляцию" и попросить о помиловании. В ночь на Ошана Раба принято всю ночь не спать и учить Тору, для чего во многих синагогах мира проводятся специальные ночные уроки. Дорогие ученики "Успешного иврита", советую посмотреть фильм "Ушпизин", в котором ярко представлены все традиции праздника Суккот. Фильм с интереснейшим сюжетом и глубоким нетривиальным смыслом.